ГМЗ в Горьком был образован в начале Великой Отечественной, путем слияния эвакуированных Харьковского, Ленинградского, и Тульского мотозаводов. В 1946 году на заводе под руководством главного конструктора Н. Гудкина был создан первый гоночный мотоцикл, получивший индекс М - 80. Выпустили таких мотоциклов пять штук, однако эта страница нашей гоночной истории достойна упоминания. По всей видимости, единственный сохранившийся до наших дней М - 80 находится в Самаре у В. Шеянова.
М - 80 из коллекции В. Шеянова
Основные детали ,такие ,как рама, передняя вилка, были взяты от серийного М - 72, ходовая часть облегчена. Двигатель представлял собой картер от М - 72 и цилиндры и головки, повторяющие конструкцию деталей BMW - R - 75 (по другим сведениям, это и были детали от BMW). Впускные каналы отполированы. Степень сжатия доведена до 9,5 ед., установлен распредвал собственной конструкции, мощность двигателя доведена до 40 л.с.
Двигатель М - 80.
Два экземпляра машины передали по разнарядке спортобществу “Трудовые резервы”. Летом 1947 года заслуженный мастер спорта СССР Евгений Грингаут установил на одной из них абсолютный всесоюзный рекорд скорости – 172 км/ч. В статье, посвященной этой победе Евгений Иосифович писал - Советские гоночные мотоциклы скоро станут лучшими в мире.
Легенда Советского мотоспорта - Е. Грингаут.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Типверхнеклапанный оппозитный
Объем двигателя, см3746
Диаметр и ход поршня, мм78 x 78
Мощность40 л.с. при 6000 об/мин
Зажиганиебатарейного типа
КарбюраторК-37 – 2 шт.
Аккумулятор6 В
Сцеплениесухое
Коробка передач4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамыстальная трубчатая
Передняя подвескателескопическая
Задняя подвескапружинная
Тормозаколодочные
Размеры колеспереднее – 21 дюйм, заднее – 20 дюймов
РАЗМЕРЫ
Длина, мм2 050*
Ширина, мм810*
Высота, мм1 000*
Колесная база, мм1 400*
Клиренс, мм150*
Высота сидения750*
Масса, кг192
Максимальная скорость, км/ч 170